Как строились японские замки

Главные элементы японского замка (сиро или дзё) заимствованы в религиозной и гражданской архитектуре.

Типичный японский замок состоял из трех колец защиты, - так называемый «хоммару», главный круг в центре, окруженный «ниномару» (второй круг) и «санномару» (третий круг), в зависимости от проекта окружал ниномару или располагался рядом. Башня (донжон) стояла в хоммару, в то время как даймё проживали в более удобном ниномару. В городе вокруг замка обитали самураи. Чем выше был их разряд, тем ближе к замку они проживали. Торговцы, ремесленники жили в специальных областях, храм и районы развлечения располагались вне города. Токио и Канадзава – два отличных примера среди многих японских городов, в которых развились такие города-замки.

Досинъэн был одним из трех главных типов сиро, строился с использованием трех укрепленных оград, устроенных концентрическим образом.

Рэнкэцукэй – другой тип сиро. Хоммару, ниномару и санномару устраивали последовательно вдоль оси и соединяли воротами.

Тэйкакукэй. Хоммару был наклонен в одну сторону окружающего второго круга в ожидании нападения с противоположного периметра. Это обеспечивало стратегические преимущества.

Главный строительный материал, – древесина, как можно засвидетельствовать при посещении сохранившихся замков. Использовавшиеся при строительстве дерево, солома, земля были теми материалами, которые лучше сопротивлялись землетрясениям.

Большинство современных реконструкций выполнено из бетона, во многих находятся музеи.

Знакомясь с историей феодальной Японии можно логически предположить, что в северных областях замков было немного, самым северным является замок Хиросаки (город Хиросаки, префектура Аомори). Совсем нет замков на Хоккайдо. Южный замок Японии на Окинаве – Сюри, в прошлом замок-столица государства Рюкю. Наибольшая концентрация – на Хонсю в центральной Японии.

Большинство замков были относительно маленькими, но все следовали одним и тем же принципам размещения и строительства. На подходящей, по мнению архитекторов, горе или холме тысячи чернорабочих, создавали ряд взаимосвязанных стен замка на различных уровнях. Скошенные заложенные основания покрывались камнем или большими каменными плитами, обеспечивающими безопасность.

Со строителями особенно не церемонились. Во время вторжений из Кореи, при возведении особенно необходимых в этот период крепостей, тысячи и тысячи людей умирало. Сохранились отчеты буддистского монаха Keinen, описывающего строительство замка для даймё Kazuyoshi. Он указывает на условия, в которых находились люди и называет их адскими. Чтобы предотвратить малейшую небрежность в строительстве замка, «виновным» в этой небрежности рубили головы. При малейшей технической ошибке избивали.

В ходе реставрационных работ были обнаружены скелеты в положении стоя. Мужчины были замурованы заживо. Такой «мистический» элемент имел целью передать жизненную силу замку. Хотя «человеческие столпы» (хито-басира) – характерная особенность не только Японии.