Нэцкэ

Миниатюрная скульптура нэцкэ уже много лет привлекает к себе особое внимание всех интересующихся искусством стран Дальнего Востока как один из наиболее ярких и самобытных видов творчества японского народа. Нэцкэ — это своеобразный брелок или противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро — коробочку для парфюмерии или лекарств. Как вид скульптуры нэцкэ появились в XVII в., а расцвет миниатюрной пластики пришелся на XVII-XIX вв. Творчество мастеров нэцкэ зародилось как новый вид искусства, связанного с возникновением специфической средневековой городской культуры.

Многие сюжеты нэцкэ пришли из традиционной японской мифологии, легенд, исторических сказаний, пословиц, притч. Исполненные в разной художественной манере, нэцкэ отличаются ярким своеобразием образов и виртуозным техническим мастерством. Особое место в миниатюрной скульптуре занимают нэцкэ, связанные с изображением природы. Художники периода Эдо видели бесконечность и разнообразие в цветах и каплях росы. Они находили особое очарование в точной фиксации форм растений, цветов, плодов, животных и изображали чаще всего отдельные фрагменты природы, единичные экземпляры. Небольшие размеры произведений не препятствовали силе и поэтичности образов.

Изображения животных занимали среди нэцкэ особое место. В древности такие животные как кабан, собака, лошадь считались родовыми тотемами. До сих пор в Японии существуют старинные синтоистские храмы, у входа в которые стоят изображения лисы или белой лошади. Важным аспектом в понимании японцами животных была эмблематика календарей. С VIII в. в Японии существовал большой 60-годичный и малый 12-годичный циклы, связанные со знаками зодиака. При этом японцы наделяли каждый знак зодиака особыми свойствами и связывали с ними судьбу и характер человека. Поэтому большой популярностью в народе пользовались нэцкэ с изображением зодиакальных животных. Часто японцы заказывали скульптурный знак того года, когда они родились.

Известный мастер нэцкэ Судзуки Мадзанао, из города Исэ, имел даже свой каталог с различными изображениями этих животных. Японские мастера полагали, что уважение к природе требует от них быть чуткими к ее красоте. В нэцкэ должны были быть видны первоначальное строение и фактура материала, ценились простота и изысканность форм, декоративная стилизация, изысканное тональное соотношение цветов. В композиционном отношении предпочтение отдавалось целостности, компактности, уравновешенности. Отрицалось все неестественное, лишнее. Немногочисленные детали должны были подчеркнуть общий замысел.

Как уже говорилось выше, нэцкэ служили брелоком-противовесом. Размеры нэцкэ колеблются от 2 до 10 см, в качестве материала для изготовления мастера использовали дерево или кость.